Новости

Обзор возможностей бухгалтерии 8.1

Юрий ХАЛТИН,

генеральный директор ООО "Бизнес Сервис Провайдер"

Наверное, трудно найти такого бухгалтера, который бы не слышал о программе "Бухгалтерія для України". И, особенно, о ее двух последних версиях 7.7 и 8.1. При этом многие слышали от знакомых, что в 8.1 нельзя сделать то, что можно было в 7.7. Так ли это? Или люди просто не разобрались? В 8.1 некоторые вещи делаются иначе, по другой логике. Хотите знать ее возможности?

 

Обзор возможностей «Бухгалтерія 8 для України».

Программа «Бухгалтерія 8 для України» (далее – «восьмерка») -  большой шаг вперед в автоматизации учета. Но невозможно сделать прорыв, не изменив привычных вещей.

Так, около полугода назад к нам обратился наш дилер со следующим утверждением: «Я не могу даже развернуть в оборотно-сальдовой ведомости счет «ВР (Валовые расходы)» по контрагентам. Ведь в аналитике счета только: «Виды налоговой деятельности», «Статьи налогового учета», «Договора».

Мы продемонстрировали дилеру, насколько мощная система отчетов в «восьмерке». Мы построили для него отчет не только развернуто по контрагентам, но и учитывая другие параметры. Например, дополнительно вывели статус контрагента (физическое это или юридическое лицо), а, также его код (ЕГРПОУ и идентификационныЙ). Все это можно было выбрать в настройке самого отчета. Указали, что нужно разворачивать отчет не по договору, а по указанным нами реквизитам контрагента-владельца договора.

Когда нам говорят, что какую-нибудь операцию можно было сделать в 7.7 «семерке», но нельзя сделать в «восьмерке», мы этому не верим и разбираемся, почему появилось такое мнение. Еще ни разу на нашем опыте не случалось так, чтобы, действительно, в «восьмерке»не было того, что есть в «семерке». Судите сами.

Панель функций

Для того, чтобы, во-первых, быстрее освоить программу новичку, а, во-вторых, для удобства пользования в «восьмерке» встроена, так называемая, «Панель функций». Что это такое? Панель функция визуально содержит закладки разных подсистем. Например, «Касса», «Банк», «Зарплата», «Производство» и др. Когда вы щелкаете на одну из закладок, перед вами появляется информация о том, какие документы изменяют состояние этой подсистемы, а также, в какой последовательности вводить эти документы, в каких журналах можно их отследить, и, кроме того, в каких справочниках содержится информация об этом подсистеме.

Также, отображаются отчеты, по которым можно отследить изменения и состояние данной подсистемы. Например, щелкнем на закладку подсистемы «Касса». В ней отражена такие документы: «приходный кассовый ордер», «расходный кассовый ордер», «авансовый отчет»; журнал: «Кассовые документы»; справочники: «Статьи движения денежных средств», «Контрагенты», «Физические лица»; отчеты: «Кассовая книга», «Карточка счета 30 по дням», «Оборотно-сальдовая ведомость по счету 30», «Анализ счета 30», «Оборотно-сальдовая ведомость по счету 372».

Учетная политика

 В «восьмерке», как и в «семерке», вы можете вести в одной базе несколько организаций. Но теперь для каждой организации, вы можете выбрать схему налогообложения: «Единый налог», «Единый налог и НДС», «Неплательщик», «Налог на прибыль и НДС».

 Система налогового учета

 Очень сильно, по сравнению, с «семеркой» в «восьмерке» продвинулась и система налогового учета. Чего только стоит возможность, при частичной оплате от покупателя за товар, сформировать налоговую накладную согласно номенклатуре счета. Причем количество и сумма будут выбраны программой пропорционально удельному весу оплаты по счету.

 Вы можете выбрать по некоторым договорам с контрагентами сложный учет НДС. Тогда Вы сможете выбирать, какая хозяйственная операция, к какому налоговому периоду относится. В соответствии с этим, будет изменяться режим формирования проводок. В программе имеется сверочный отчет по НДС, в котором можно соотнести проводки по НДС и выписанные/полученные налоговые накладные. В программе имеется обработка, позволяющая автоматически сформировать налоговые накладные в конце периода. (Можно так, а можно вручную по ходу ведения деятельности).

Налоговый учет с контрагентами теперь ведется по договорам. В договоре с контрагентом, вы можете выбрать предопределенную в системе схему налогового учета: «Бартер», «С комиссионером», «С комитентом», «По первому событию», «ВЭД (импорт/экспорт)», «По отгрузке». А можете создать свою схему налогообложения сами. При этом вам нужно будет заполнить в вашей схеме налогообложения такие параметры (моменты определения): «База налога на прибыль при покупках», «База НДС при покупках», «База налога на прибыль при продажах», «База НДС при продажах».

Отчеты

Система отчетов в «восьмерке» чрезвычайно гибкая. Порой, один и тот же отчет, с разными настройками, можно просто не узнать. Как уже упоминалось выше, мы можем не просто построить отчет по аналитике, которую дает нам план счетов (как в «семерке»), а построить отчет по реквизитам этих аналитик. Например, построим «оборотно-сальдовую» ведомость по счету «361» с группировкой не по наименованию контрагента, а по имени и фамилии основного контактного лица контрагента. Все это настраивается силами пользователя без привлечения программиста. Нужно только освоить универсальные принципы «восьмерки».

Регламентированные отчеты

 В «семерке» регламентированные отчеты были отчетами, которые хранились в программе в своем внутреннем формате. В «восьмерке» регламентированные отчеты - документы. Они хранятся в базе за каждую дату сдачи и их всегда можно легко просмотреть, в случае необходимости. Отчеты без каких-либо проблем выгружаются в  любые необходимые для налоговых органов программы. Также, по сравнению с «семеркой», расширена финансовая отчетность и появилась статистическая отчетность («Отчет  по труду», «Отчет по наличию вакансий», «Отчет по использованию рабочего времени», «Отчет по занятости и трудоустройству инвалидов» и др.).

Производство

В «восьмерке» можно вести небольшой участок производства. Есть списание материалов на производство, распределение общепроизводственных затрат на готовую продукцию и незавершенку. Идеально подходит для ведения производства с небольшим количеством номенклатуры.

 Зарплата

Когда вам нужно сделать особенное начисление или удержание (например, выдать «премию ко Дню независимости» или произвести какую-то разовую доплату), не нужно вызывать каждый раз программиста. Вы можете сами создать такой вид начисления работнику и цифра попадет и в его карточку и будет учитываться для удержаний налогов.

Основные средства

 Участок основных средств, в «восьмерке» очень сильно продвинут по сравнению, с «семеркой». Здесь вы можете полностью отслеживать состояние основных средств: в ремонте, на консервации, на модернизации. Дополнительно, вы можете выставлять графики амортизации для сезонных основных средств. Дополнительно к «10» и «13» счету, в программе содержатся еще около 10 аналитических регистров, чтобы отслеживать и уточнять операции и состояние основных средств.

Для целей налогового учета «восьмерка» сама отследит 10% от налоговой стоимости группы основных средств на начало года, которые можно отнести на валовые расходы, при улучшении (модернизации) и ремонтах основных средств.

 Акт сверки

Акт сверки теперь встроен в программу (для «семерки» он, как правило, продавался отдельно). Более того, это теперь документ, а не отчет. А это, в свою очередь, дает возможность записать его на конкретную дату, указать в нем подтвержденную/неподтвержденную задолженность. Этот документ будет храниться в базе и к нему всегда, в случае чего, можно будет вернуться!

Закрытие месяца

Часто ли вы встречаетесь в своей информационной базе с проблемой хронологии документов? Например, приходная и расходная накладная у вас проводятся в один и тот же день. Только при этом получается, что технически приходная накладная по времени в базе размещена позже, чем расходная. Тогда программа не будет знать, откуда брать себестоимость материалов или товаров на момент проведения расходной накладной. Такого, с одной стороны, не случится, если у Вас запрещены отрицательные остатки. Но (!) ответственный человек с правами администратора всегда может отредактировать приходную накладную задним числом и это все равно исказит учет, если после этого не сделать перепроведение более поздних документов. В «восьмерке» эта проблема может легко решиться документом «Закрытие месяца». В нем есть специальная опция, которая помогает проанализировать месяц и найти нестыковки списания себестоимости товаров. Закрытие месяца создаст дополнительные корректировочные проводки, чтобы сторнировать излишне списанную или недостаточно списанную себестоимость.

Монитор бухгалтера

Вот оно! Это то, что должно влюбить в «восьмерку» бухгалтера, если все вышеперечисленное еще не успело этого сделать. Наиболее важные жизненные показатели компании - перед вами. Представьте себе: недельная диаграмма на каждый день остатков денежных средств, недельный график дебиторской и кредиторской задолженности, остатки на расчетных счетах и в кассе на начало и на конец сегодняшнего дня, дебиторская и кредиторская задолженность в числовом выражении на сегодняшний день.

Центр антикризисного управления

 Относительно недавно появившаяся возможность. Смотреть и понимать данные в «восьмерке» теперь может и директор. Для него в поставке идут специально разработанные отчеты, в которых все наглядно и нет бухгалтерской, скорее всего, непонятной для него терминологии. Вместо этого, отчеты основанные на диаграммах и графиках, а внизу каждого есть табличка с цифрами из графической части. Кроме отчетов, диалоговое окно центра антикризисного управления, также, показывает в числовом выражении информацию об остатке денежных средств на сегодня, данные о продажах за сегодня, данные о приходе денежных средств за сегодня. Все эти данные можно сравнить с любым другим днем и получить процентное соотношение их к сегодняшнему дню. Кроме этого, можно увидеть продажи и приход средств за текущий, прошлый и аналогичный месяц предыдущего года для сравнения. Далее приводится вся дебиторская задолженность покупателей и то, какая ее часть является просроченной. Отчеты, входящие в состав: «Продажи», «Доходы и расходы», «Оборотные средства», «Остатки средств», «Приход средств», «Трата средств», «Динамика задолженности покупателей», «Задолженность покупателей», «Задолженность покупателей по срокам долга», «Просроченная задолженность покупателей», «Динамика задолженности поставщикам», «Задолженность поставщикам».

Обновление конфигурации

 Что еще приятно, так это то, что «восьмерка» позволяет автоматически обновлять конфигурацию через интернет. При условии подключения к интернету компьютера, на котором работает программа, она, даже, сама вам сообщит, что есть обновление и предложит его установить. Все это происходит в виде простого диалогового окна с кнопочками «Далее», «Назад» и «Отмена».

 Почтовая программа

 Сложно сказать, зачем бухгалтеру нужна встроенная в учетную систему почтовая программа. Тем не менее, она есть. Если у вас большой отдел бухгалтерии и бухгалтера постоянно отправляют по электронной почте вашим контрагентам какие-то данные, акты сверок и прочую информацию, то главному бухгалтеру не помешал бы доступ ко всем почтовым ящикам и отправленным сообщениям подчиненных бухгалтеров. И «восьмерка» дает такую возможность.

 Вывод или почему нужно купить

Учитывая все вышеописанное, внедрение «восьмерки», несомненно, приведет к увеличению скорости работы бухгалтерии, а также, к снижению объема рутинной и не интересной работы. Разумеется, если работать в ней не как в «семерке», а по ее новой логике.

Мы часто бываем в компаниях, где уже установлена «восьмерка». Практически никто из бухгалтеров, работающих в ней, не слышал о том, что не нужно как в «семерке» вводить счета учета для каждой единицы номенклатуры. Не нужно для каждого контрагента вводить счет учета расчетов с ним. Можно проставить счета учета/расчетов для группы номенклатуры/контрагентов. Даю подсказку. Установите курсор на группе номенклатуры/контрагентов и нажмите «Перейти». Дальше сами разберетесь?

«Восьмерка», это, несомненно, прорыв среди бухгалтерских программ. Но для того, чтобы получить прекрасный результат, нужно использовать правило: «в «восьмерке» нельзя и не нужно работать как в «семерке». В «восьмерке» настолько много возможностей, по сравнению с «семеркой», к которой мы привыкли, что лучше старый принцип «я этого не нашел и потому, в программе этого нет», заменить новым принципом «я этого не нашел потому, что не знаю как это сделать, проконсультируюсь со специалистами».

С недавнего времени программа может стать игрушкой и для руководителя (центр антикризисного управления, описанный выше). И этим можно воспользоваться, чтобы убедить свое руководство купить программу «Бухгалтерія 8 для України».  Тогда сможете держаться подальше от начальства и ближе к … (нет не кухне) к семье.

Статья для журнала Главбух (http://glavbukh.ua)