Новости

Обслуживание "1С:Підприємство". Мифы и реальность.

Юрий ХАЛТИН,

генеральный директор ООО "Бизнес Сервис Провайдер"

 

Описание типичных спорных ситуаций при обслуживании программ семейства "1С:Підприємство". Обновление своими силами без заказа программиста. Когда нельзя обновляться без программиста? Спорные моменты при обновлении доработанной конфигурации. Почему обновление конфигурации иногда бывает достаточно долгим? Почему обновлять конфигурацию должен квалифицированный специалист? Что нужно сделать перед обновлением.

 

Обслуживание 1С:Підприємство. Мифы и реальность.

Часть 1. Обслуживание и обновление.

            Добрый день, уважаемые читатели. В этой статье я хотел бы осветить тему обслуживания программы и ее дальнейшей доработки.

            Предположим, Вы купили программу семейства "1С:Підприємство" (не важно, это бухгалтерия, торговля, зарплата или комплексная конфигурация). Обратите внимание, что в стоимость покупки входит сама программа, ее доставка к Вам в офис и установка. Причем, установка, как правило, происходит в течение не менее 2-х часов. Очень важно, чтобы в это время в Вашем офисе был человек, который хорошо разбирается в бухгалтерском учете и финансах. Также, обратите внимание на то, что к Вам должен приехать с продуктом не просто какой-то мальчик, а, действительно, специалист, который разбирается в первоначальной настройке программы. Если пренебречь этим этапом, то впоследствии, Вам могут быть недоступны до 50% функций программы.

            Почему я сейчас говорю о покупке нового продукта? Потому, что таким образом к Вам попадает типовое решение семейства "1С:Підприємство". Типовое решение имеет стандартный ряд функций: документов, отчетов, печатных форм и т.д. Сейчас, лицензионная политика предусматривает, что через полгода после покупки программы за то, чтобы получать обновления законодательства, Вы должны будете подписаться и оплатить, так называемый, «інформаційно-технологічний супровід». Тогда Вы сможете ежемесячно получать диски, на которых, кроме прочего будут обновления программы и регламентированных отчетов. После подписки на ІТС, Вы, также, сможете получать обновления программы и регламентированных отчетов, в том числе, через Интернет. Эти обновления устанавливаются без сложностей, только в случае, когда программа еще ни разу не дорабатывалась, и, если Вы обновляете ее регулярно, а не раз в 1-2 года.

Если Вы сможете выполнить нехитрую процедуру, описанную, в файле, который распространяется вместе с обновлением, то Вы сможете обновить себе программу без привлечения специалиста. Если что-то не получается, то всегда можно позвонить на линию консультаций или в компанию, где Вы покупали программу (зависит от компании-продавца, дает ли такого рода бесплатные телефонные консультации) и уточнить, что же Вы делаете не так.

            Если у Вас не получается обновить программу своими силами, то Вам придется вызывать специалиста. Специалист Вам уже будет стоить почасово. Если программа дорабатывалась под Ваши нужды или давно не обновлялась, то процедура обновления займет больше одного часа, в противном случае, специалист уложится в один час.

            Почему же сложнее обновлять программу, если ее доработали? Только на первый взгляд обновление – простое дело. Программист, иногда, должен проделать такой же путь, что и при доработке, единственно, что у него есть «шаблон», по которому это легче делать. Но делать-то все равно придется все заново и на это уйдет достаточно много времени! Говоря простыми словами, бывает достаточно нажать «копировать строчку» и «вставить строчку», и так сделать несколько раз, а бывает, что нужно увязать старое и новое, чтобы оно работало. А это уже, считайте, новая  доработка, связанная с обновлением.

К примеру, есть доработанная печатная форма документа «Расходная накладная» - добавили в шапку документа логотип компании. В случае, если новая версия программы содержит исправление ошибок в документе «Расходная накладная», то программисту придется теперь уже в новую версию документа снова добавлять этот логотип. Это один из примеров, когда работы не слишком много. Кстати, если у заказчика логотип добавлен в «Расходную накладную», то, скорее всего, он добавлен и в «Счет-Фактуру». Так что трудозатраты по обновлению сразу же умножаются на 2.

Давайте возьмем другой вариант. В печатной форме документа «Расходная накладная» изменено название одной из колонок. Программист видит, что печатная форма документа изменена. Но программа не показывает ему что именно изменено. Он может либо сесть, открыть 2 конфигурации (заказчика и новую) и щелкать на каждую колонку, проверяя, где есть изменение, а, может, спросить у заказчика, было ли в печатной форме этого документа какое-то изменение. Если заказчик говорит, что не было или не помнит, то встает дилемма. Программист либо решает, что просто обновляет этот документ без сохранения изменений заказчика, либо сидит за счет заказчика (а это может занят довольно продолжительное время) и щелкает каждую ячейку печатной формы, вручную проверяя, что же изменилось. Самое обидное, что, возможно, никто уже не помнит, зачем эта доработка заказывалась, и ею уже давно никто не пользуется. Например, человек, который ее заказывал и пользовался уже ушел из компании. Откуда же это знать программисту? Другой вариант, когда никто не знает что это за доработка и зачем, а потом оказывается, что человека, который этим пользуется, просто не было в офисе! И на следующий день в офис программиста могут начать поступать звонки и обвинения, что программу плохо обновили.

Если говорить не о печатных формах, то можем представить, что в Вашей конфигурации доработали документ «начисление заработной платы» дополнительной проводкой. В новой конфигурации, этот документ изменен - законодательство навязало нам другие проводки. Теперь программисту нужно заново дорабатывать этот документ. Это, конечно, будет намного быстрее, чем делать эту доработку с самого начала, но повозиться все равно придется. Все зависит от того, насколько новый обновленный документ отличается по внутренней структуре от документа, который находится в базе заказчика.

Иногда, при обновлении доработанной программы бывают конфликтные моменты, связанные с тем, что заказчик не всегда понимает, что он получил в результате обновления. Притом, что этот процесс может занять довольно много времени и сложен технически.

В любом случае, Вы должны знать о том, что при обновлении, программист обязательно должен сделать копию программы. А, на всякий случай, сделайте копию программы перед обновлением, сами. Чтобы уж наверняка.

Второй вопрос, что, желательно, вести журнал доработок базы учетной системы Вам самим. В этом случае, обновления, будут проходить намного проще. Есть программисты, которые ведут журнал доработок внутри своей компании. Но таких программистов, во-первых, мало, а, во-вторых, если Вы начинаете пользоваться услугами другой компании, то этот журнал начинает терять актуальность, так как находится в офисе другой компании – бывшего подрядчика.

И помните! Обновление доработанной конфигурации это не дело 5 минут. Это процесс, который проходит на предприятии от 2 до 5 дней работы всех, и программистов и заказчика. Если у вас после обновления вылазит ошибка, не торопитесь обвинять программиста в его низкой квалификации, это нормальный процесс притирки вашей старой версии и новой. Если хотите, это часть процесса!