Новости

Регламентированная отчетность в «Бухгалтерія 8 для України»

 

 

Влад Савицкий,

Внедренец-консультант ООО «Бизнес Сервис Провайдер»

 

Регламентированная отчетность в «Бухгалтерія 8 для України».

 Как нужно вести учет в программе? Что нужно знать для корректного автоматического заполнения различных регламентированных отчетов в программе «Бухгалтерія 8 для України»?

Уважаемые читатели, сегодня мы поговорим о регламентированной отчетности и о возможностях программы 8.1 на этом поприще.

 

В «Бухгалтерія 8 для України» встроена возможность автоматически получать регламентированную финансовую отчетность (стандарт №2, №3, №4, №5 и т.д.), налоговую отчетность (Декларации по прибыли, по НДС, единый налог и т.д.), отчетность в фонды и  по физ.лицам (1ДФ, несчастный случай, безработица и т.д.). И это еще не все. Не будем забывать о статистической отчетности (отчет по труду, отчет по количеству работников и т.д.). Данная отчетность удобно разделена на подгруппы, для быстрого нахождения нужного отчета.

 

При корректном заполнении справочной информации в типовой конфигурации и при полном заполнении всех необходимых строк и столбцов в рабочих документах, бухгалтер без труда получит грамотно заполненную регламентированную отчетность. Останется лишь просмотреть ее, для самопроверки и распечатать. После этого можно смело сдавать отчеты в государственные структуры.

 
 

Данные в регламентированную отчетность попадают из 2-х источников: из справочников и документов. Таким образом, чем полнее мы заполняем справочную информацию в конфигурации, чем внимательнее заполняем строки в документах, тем корректнее будут автоматически сформированы регламентированные отчеты. После проведения документа, чаще всего проверяют только сумму операции и счета бухгалтерского учета, таким образом, бухгалтер рискует получить неправильные отчеты. Такой бухгалтер, как правило, не задумывается о том, в какой отчет должна попасть данная операция, а это весьма важно. Отсюда, как правило, и растут ноги у тех, кто говорит, что восьмерка «сырая». Ведь, помимо того в какой отчет должна попасть данная операция, от введенных данных зависит еще и в какую строку она попадет. А для этого нужно указывать «статьи затрат» и «статьи доходов», «способ отражения в налоговом учете» и прочую аналитику.

 

 

Суммы и данные в регламентированные отчеты попадают из:

  • справочников(данные по организации, данные по сотрудникам)
  • остатков на бухгалтерских и налоговых счетах на начало и конец отчетного периода.

В типовых конфигурациях 8.1 встроены 2 плана счетов: бухгалтерский и налоговый. Бухгалтерский план счетов служит для учета активов, капитала, задолженностей и хозяйственных операций  предприятий и организаций. Он утвержден приказом Министерства финансов Украины от 30 ноября 1999 г. №291(С изменениями 25.03.09). Налоговый план счетов предназначен для учета валовых доходов и расходов, амортизации по налоговым группам основных фондов и т.д. При изменении в законодательстве каких либо законов или норм, разработчики программы оперативно предоставляют обновления всех затронутых подсистем для корректного получения отчетов.

 
  • оборотов счетов бухгалтерского и налогового учета.
 

Некоторые строки заполняются на основании оборотов Дт и Кт. (Например, в отчете о финансовых результатах строка 060 «Прочие операционные доходы» заполняется следующим образом: оборот по 71 счету минус оборот Дт71 Кт641 минус оборот Дт71 Кт643)

 
  • регистров сведений, накоплений и бухгалтерии (например, среднестатистическое количество работников в отчете по труду).
 

Как уже было сказано, при работе с документами и справочниками, бухгалтеров в основном интересуют бухгалтерские счета и итоговые суммы проводок. Остальные моменты всегда откладываются «на потом», непосредственно, к срокам сдачи отчетности. Но в течение работы стоит обращать внимание на состояние налоговых счетов, смотреть оборотно-сальдовые ведомости по налоговым счетам, и если там «непонятные» цифры, то стоит задаться целью - разобраться какая сумма, что означает. Тут вам может помочь линия консультаций спілки автоматизаторів бізнесу или консультанты фирмы, которые вас сопровождают. Это в том случае, если самостоятельно решить проблему не получается. Конечно же, не стоит после проведения документа анализировать всю аналитику в бухгалтерском и налоговом учете и пересматривать все регистры, которые затронул данный документ. Достаточно просто понимать, что если в регламентированном отчете, что то не сходится, то не факт, что проблему можно будет увидеть и найти в оборотно-сальдовой ведомости бухгалтерских счетов. Стоит, также, проанализировать и регистры с налоговыми счетами для получения полной картины.

 

Если в регламентированных отчетах показывается не то, что Вы ожидаете, то проблему нужно искать в  документах. Если на протяжении отчетного периода были введены ручные операции, на них нужно обратить особое внимание. Это связано с тем, что в типовую конфигурацию встроены все необходимые документы для полного ведения бухгалтерского и налогового учетов. При введении в программу ручной операции бухгалтер указывает только бухгалтерские счета, а чаще всего этого не достаточно для того, что бы сумма этой операции корректно появилась в учете и корректно закрылась на доходы, убытки или прочие операции. Так же такие суммы могут неверно попадать в регламентированные отчеты, или попадать, но не во все отчеты которые нужно. Для того, что бы корректно ввести операцию в программу следует учесть налоговый учет, регистры сведений, накоплений и бухгалтерии. Тут можно воспользоваться услугами специалистов или экспериментировать на свой страх и риск. Внимание! Для экспериментов, желательно, сделайте копию программы, чтобы не испортить данные в программе, в случае неудачи.

 

Если в регламентированном отчете автоматически появляются не те суммы, которые  Вы ожидаете, то не стоит их редактировать в самом отчете, ведь это не решит проблемы. Следует добавить или исправить документы, на основании которых заполняются интересующие Вас строки. Это можно понять, после нажатия кнопки «Расшифровка» находясь в регламентированном отчете (эта кнопка или есть или нет в зависимости от отчета, в котором Вы находитесь).

 

Регламентированные отчеты в 8.1 представлены как документы, т.е. после создания отчета и его заполнения бухгалтер имеет возможность сохранить его. Возможность сохранять отчеты как документы облегчает анализ. Теперь при создании очередного квартально отчета, мы легко можем свериться, совпадают ли остатки на конец предыдущего отчета с остатками на начало текущего отчета. Так же благодаря такой функции, бухгалтеру можно не искать отчетность в папках, а оперативно открыть ее в удобном для просмотра электронном варианте, не отходя от рабочего места.

 

Ну и напоследок, желаем Вам, чтобы все регламентированные отчеты у Вас формировались автоматически, и Вы меньше нервничали в отчетный период. :)